Главная > Достижения и размышления > Создана система налогового учёта

Создана система налогового учёта

Иметь качественную систему налогового учёта – прямая потребность организации.

Ещё в 2002 году на одном из крупнейших заводов Воронежа нами была создана система налогового учёта, которая  существует и успешно применяется по сегодняшний день. Уже более 15 лет предприятие 4 раза в год рассчитывает налоговую базу и налог на прибыль, используя разработанную нами систему налогового учёта.  И за всё это время со стороны налоговых органов по системе налогового учёта не было сделано ни одного замечания.

Необходимость создания системы налогового учёта появилась у организаций после вступления в силу главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» с 01.01.2003 года. В 2005 году в связи с внесением крупнейших изменений в главу 25 НК РФ система налогового учёта была нами модернизирована. С тех пор в неё вносились незначительные изменения и дополнения, связанные с изменениями и дополнениями в главе 25 НК РФ.

Термин «налоговый учет» не имеет однозначного толкования в российской налоговой практике. Отдельные специалисты понимают под ним учёт налога на прибыль, НДС и других налогов. Но всё-таки чаще всего под выражением «Налоговый учёт» понимается определение налоговой базы для расчёта налога на прибыль и расчёт самого налога на прибыль. В главе 25 НК РФ оно сформулировано так: «Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом» (статья 313).

В процессе создания системы налогового учёта нами были разработаны следующие документы:

  1. Приказ об учётной политике для целей ведения бухгалтерского учёта.
  2. Приказ об учётной политике для целей налогообложения.
  3. Форма инвентаризационной описи незавершённого производства для целей ведения бухгалтерского учёта и инструкция по её заполнению.
  4. Форма инвентаризационной описи незавершённого производства для целей налогового учёта и инструкция по её заполнению.
  5. График документооборота налогового учёта.
  6. Более 30 отдельных регистров налогового учёта и порядок их заполнения.

Выполнена следующая работа:

  1. Проанализированы буквально все единицы основных средств. Подготовлен и утверждён перечень основных средств, используемых при производстве продукции.
  2. По всем объектам амортизируемого имущества определён срок полезного использования, метод начисления амортизации и норма амортизации.
  3. Проанализированы нормы расхода материалов, электроэнергии и других ресурсов, используемых в производстве, с целью их наличия и экономического соответствия технологическим процессам.
  4. Составлен перечень материалов, образующих основу продукции, комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке, для целей налогового учёта.
  5. Проанализировано всё штатное расписание с целью определения по каждому работнику расходов на зарплату и начисления страховых взносов на неё с целью отнесения к прямым или косвенным расходам. Составлено штатное расписание руководителей, специалистов и рабочих для целей налогового учёта.
  6. Проведено обучение задействованных работников и отдельного специалиста по ведению налогового учёта.

Несмотря на то, что уже в течение многих лет на предприятии ведение бухгалтерского учёта осуществляется в компьютерной системе Alfa, которая представляет собой корпоративную информационную систему, является комплексной ERP системой и охватывает все области управления и учёта на предприятии, предприятие не хочет тратить денег на программирование в ней блока по учёту налога на прибыль. Предприятие вполне устраивает давно созданная нами система налогового учёта. Настолько она проста, понятна,  логична, хорошо сочетается с бухгалтерским учётом.